09.12.2021

Европейский космический аппарат BepiColombo долетел до Меркурия, но пока у него не задержится

Первая европейская космическая миссия к Меркурию достигнет цели в ближайшие часы, но пока это будет очень короткий пролёт у планеты. Аппарат BepiColombo движется слишком быстро, чтобы выйти на орбиту Меркурия, поэтому сейчас он пролетит мимо. Гравитация Меркурия лишь немного замедлит движение корабля, но в последующие пролёты в течение ближайших лет BepiColombo всё-таки сможет занять стабильную позицию на планетарной орбите. Это произойдёт только в начале 2025 года.

В ходе первого пролёта наибольшее сближение ожидается 1 октября в 23:34 по Гринвичу (2 октября в 2:34 мск) — к этому моменту космический аппарат окажется на расстоянии 200 км от поверхности Меркурия. Bepi сделает серию снимков, однако предназначенные для научной работы камеры высокого разрешения на этот раз использоваться не будут. Аппарат, по сути, представляет собой два космических корабля в одном. Одна часть разработана Европейским космическим агентством (ESA), другая — Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA). Камеры высокого разрешения сейчас скрыты в месте соединения этих двух компонентов.

Таким образом, первые изображения Меркурия в рамках миссии будут получены лишь контрольными или инженерными камерами, установленными на внешней стороне корабля. На Землю будут отправлены простые чёрно-белые снимки, но зато они будут достаточно высокого качества, чтобы различить на поверхности планеты некоторые знакомые объекты. «Думаю, мы узнаем кратер Койпер. Он яркий и активно излучает. Нам просто нужно подождать и посмотреть. Мы знаем, что должно быть в поле зрения, но с учётом условий освещения и того, на что способны эти маленькие камеры, есть некоторая неопределённость», — заявил BBC News Дейв Ротери (Dave Rothery), профессор Открытого университета (Великобритания).

Съёмка начнётся уже после максимального сближения, поскольку оно придётся на тот момент, когда Bepi будет на ночной стороне Меркурия. Но когда зонд отойдёт на какое-то расстояние, должен открыться чёткий обзор края планеты. ESA обещает собрать все снимки вместе и составить из них небольшой фильм, который, скорее всего, выйдет в понедельник.

Несмотря на то, что запуска большинства приборов придётся подождать, пока миссия не выйдет на орбиту Меркурия в 2025 году, и две половины аппарата смогут разделиться, он всё равно будет собирать некоторые данные. Для учёных из Британии, разработавших спектрометр MIXS (Mercury Imaging X-ray Spectrometer), это будет хорошей возможностью лучше понять работу их прибора. Детекторы MIXS улавливают фоновый шум высокоэнергетических частиц, известный как космические лучи. «Когда мы подойдём близко к Меркурию, и одна половина неба окажется закрыта планетой, мы должны увидеть частичный спад получаемого нами шума, и это позволит нам точно установить тот факт, что мы обнаружили именно космические лучи», — пояснила доктор Сьюзи Имбер из Лестерского университета (Великобритания). Эти испытания гарантируют, что команда миссии получит максимальную отдачу от MIXS, когда впоследствии начнётся полномасштабное изучение планеты.

После первого пролёта Bepi окажется с Меркурием в резонансе «два к трём» — пока Меркурий трижды облетит вокруг Солнца, аппарат сделает это дважды. После следующего пролёта в июне следующего года резонанс замедлится до «трёх к четырём»; далее пролёты ожидаются в июне 2023 года, сентябре и декабре 2024 года, в январе 2025 года Bepi выйдет на орбиту планеты, а в 2026 году аппарат перейдёт в полноценный рабочий режим.

Разделение европейской и японской частей аппарата произойдёт после выхода корабля на орбиту Меркурия — и они послужат разным целям. Европейский аппарат MPO (Mercury Planetary Orbiter) займётся картографией и составлением топографических профилей рельефа местности, сбором данных о структуре и составе поверхности планеты, а также изучением её внутренней части. Японский аппарат MMO (Mercury Magnetospheric Orbiter) станет изучать магнитное поле планеты. Он будет исследовать поведение поля и его взаимодействие с солнечным ветром — потока частиц, которые летят со стороны Солнца. Этот ветер взаимодействует со сверхтонкой атмосферой Меркурия, сгоняя атомы в «хвост».

Учёные надеются, что параллельные научные программы позволят разрешить множество загадок, связанных с маленькой планетой. Одной из них является железное ядро, которое составляет 60 % массы Меркурия. Наука пока не может объяснить, почему на планете такой тонкий каменный слой.